Вход Господень в Иерусалим
В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается Вербное воскресенье. Или второе название этого праздника — Вход Господень в Иерусалим. Ему предшествует Лазарева суббота — день, когда Христос воскресил Лазаря.
...Христос был далеко от Иерусалима, когда умер Лазарь. Только через четверо суток он пришел в Вифанию. Подойдя к могиле Лазаря, Христос приказал снять камень и воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Так свершилось чудо любви, торжествующей над смертью.
Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них; «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!" Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: "Написано: "дом Мой домом молитвы наречется", а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник входа Господня в Иерусалим издревле (христианская Церковь ввела его в IV веке) назывался Вербным воскресеньем. Верба в северных странах играла ту же роль, что и пальмовые ветки, которыми народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. В Северном полушарии верба первой просыпается от спячки и символизирует ветви, положенные к ногам Спасителя.
Освещенную вербу приносили домой. И легонько ударяя своих домашних, при этом желая им здоровья. Родители ударяли вербой о кровати, где спали дети, приговаривая: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бьет до слез, верба бела — бьет за дело, верба красна — бьет не напрасно».
Вербу хранили в доме до следующего праздника. Вербе приписывалась сила охранять дома от пожаров, нивы — от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Наши предки считали, что верба обладает целебной силой.
В дореволюционной Москве на вербной неделе ( 6 неделе Великого поста), уже в пятницу и субботу, а также в воскресенье на половине Красной площади открывался громадный праздничный рынок-гуляние, прозванный «вербой». На этом рынке можно было купить всё. От цветов до ювелирных изделий. Продавались ветки вербы, цветные воздушные шары. Традиционно вербными, исчезавшими до следующего года, считались «морские жители» — стеклянные чертики в пробирках с водой, «нырявшие» с головой при нажатии на резиновую пленку, прикрывавшую пробирку. Здесь же предлагался тоже исключительно «вербный» «тещин язык» — свистулька с вытягивавшимся длинным бумажным языком, гнусно шипевшим при сворачивании обратно.
По материалам книги Чекулаевой Е.О.
100 великих праздников/ Е.О. Чекулаева - М.:Вече,2007.
По материалам книги Чекулаевой Е.О.
100 великих праздников/ Е.О. Чекулаева - М.:Вече,2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий